Новости театра

Чт

04

окт

2018

Пояснения руководства театра «Мастерская» о некорректных публикациях в СМИ

Уважаемые зрители!

 

В связи с появившимися 2 октября в ряде СМИ некорректными публикациями о результатах проверки Контрольно-счетной палатой деятельности Санкт-Петербургского театра «Мастерская» полагаем необходимым дать некоторые пояснения:

Действительно, в течение 2 летних месяцев в театре проводилась аудиторская проверка, по результатам которой театр получил подробный отчёт на 64 листах.

 

Основная часть выявленных нарушений касается ошибок, допущенных в порядке оформления бухгалтерских документов. Степень тяжести этих нарушений характеризуется соответствующей статьей Кодекса об административных правонарушениях и штрафом от 5 до 10 тысяч рублей по решению суда.

 

В заголовках и текстах некоторых СМИ фигурируют слова «нецелевое использование бюджетных средств», «растрата бюджетных средств», в то время как в тексте полученного театром отчёта Контрольно-счетной палаты заключения (выводы) о растрате и нецелевом использовании бюджетных средств отсутствуют. В отношении ряда пунктов дано определение – неэффективное использование театром собственных средств.

 

Наибольший резонанс в СМИ вызвали три выявленных аспекта:

 

  1. Авиаперелёты «бизнес-классом»;
  2. «Завышенные» расходы на выплату суточных артистам и административно-техническим службам театра во время их командировок для проведения гастролей в Москве;
  3. «Миллион бюджетных средств потрачены на фуршеты и прогулки на теплоходе».

 

Отметим, что вышеперечисленные расходы были осуществлены не за счет бюджетных средств, а за счёт собственных доходов театра – гонораров за показ спектаклей и выручки от реализации билетов. 

 

Теперь разберем каждый пункт по-отдельности:

1. Авиаперелёты «бизнес-классом»:

На все многочисленные гастроли театр (как руководство, так и рядовые сотрудники) ездят в купейных (а иногда – и в плацкартных) вагонах и летают «эконом-классом», за исключением единственного случая, упомянутого в отчете Контрольно-счетной палаты: когда в декабре 2017 спектакли «Тихий Дон» и «Записки юного врача» пригласили на «Рождественский фестиваль» в Новосибирске, для художественного руководителя театра был приобретён авиабилет «бизнес-класса» из Петербурга в Новосибирск и обратно. Сделано это было по медицинским основаниям в соответствии с рекомендаций врача, выданной Григорию Михайловичу после прохождения им курса лечения. Буква закона требует согласования покупки билета «бизнес-класса» с Учредителем – Комитетом по культуре Санкт-Петербурга. Этого сделано не было. В этом и заключается выявленное нарушение, сформулированное в аудиторском отчете как «сверхнормативные расходы собственных средств театра в сумме 52,7 тыс. руб.»

2. «Завышенные» расходы на выплату суточных артистам и административно-техническим службам театра во время их командировок для проведения гастролей в Москве

За проверяемый период театром было проведено 27 гастролей, при этом численность гастрольной группы варьировалась от 11 до 67 человек, а продолжительность гастрольных командировок составляла от 2 до 16 дней (в зависимости от вывозимых спектаклей). Дирекцией театра на основании локального акта (Положения о служебных командировках) выплачивались суточные всем сотрудникам, направляемым в командировки на гастроли, в размере 1000 руб. на человека в сутки в Москве и 700 руб. на человека в  сутки в других городах России.

 

Откуда такие цифры? Московские гастроли театра обычно проходят в Театральном Центре «На Страстном», расположенном в самом центре города. График работы на гастролях всегда достаточно напряженный, обедать и ужинать приходится в районе Пушкинской площади, где сложно найти заведение общепита со средним чеком менее 400 рублей, особенно вечером, после окончания спектаклей. Артисты, технический и административный персонал во время гастролей живут в недорогих гостиницах или хостелах поблизости от Центра «На Страстном» и завтрак в них, как правило, не предоставляется. Вот и получается: для того, чтобы артист или любой другой участник гастролей не голодал, а имел возможность приобрести завтрак, обед и ужин в заведениях общепита (в самых обычных сетевых кафе) в центре Москвы, требуется как минимум 1 000 рублей на одного человека в день.

 

Аналогичная ситуация и с гастролями в городах России: театры, в которых гастролировала «Мастерская», как правило, расположены в центральных, самых дорогих, частях своих городов с соответствующими ценами, приближающимися к столичным.

 

Городское же «Положение о размерах возмещения расходов №755» лимитирует суммы суточных 700 рублями на человека в сутки для Москвы и 500 рублями на человека в сутки для других городов России.

 

Таким образом, из этой разницы между «городским нормативом» и «нормативом театра», умноженной на количество человек в гастрольной группе и количество дней, проведенных в командировках, и образовались «сверхнормативные расходы собственных средств театра в размере суммы 890 000 рублей», указанные в отчёте Контрольно-счётной палаты.

 

К слову сказать, подоходный налог с разницы между «городским нормативом» и «нормативом театра» исправно начислялся и уплачивался.

3. «Миллион бюджетных средств потрачен на фуршеты и прогулки на теплоходе».

За проверяемый период в «Мастерской» состоялось 10 премьер.

 

В традициях русского репертуарного театра, театра-дома, которым следует «Мастерская», принято после каждой премьеры накрывать стол для всех, кто участвовал в выпуске спектакля – артистов, музыкантов, режиссеров, художников, закулисных служб театра и пр. За этим столом режиссёры, художники и актеры высказываются о своих впечатлениях о состоявшейся премьере, благодарят друг друга, обмениваются мнениями, замечаниями и проч. За таким столом собирается от 30 до 50 человек (в зависимости от населённости премьерного спектакля).

 

Эта вековая традиция – своего рода ритуал благодарности театра творцам и создателям спектакля. Так было до нас, и, полагаем, так будет и после нас.

 

Кроме того, в «Мастерской» отмечают ежегодные общетеатральные праздники: День рождения театра (23 сентября), Международный день театра (27 марта), день рождения художественного руководителя театра (6 марта) и Новый год. На эти праздники приходит 100 и более человек, служащих в театре. А по окончании театрального сезона (конец июня-начало июля) дирекция театра арендует теплоход для 3-часовой прогулки по Неве для 100+ артистов и служащих театра. Это дань уважения и благодарности артистам и служащим театра за их труд в прошедшем сезоне.

 

Эти мероприятия поддерживают так называемый «корпоративный дух» и взаимопонимание, а проще говоря – ту самую ансамблевость, которую так любят и ценят зрители «Мастерской».

 

За проверяемый период театром проведено 22 таких мероприятия, расходы на которые составили 1 118 тыс. руб. (в среднем 50,8 тыс. руб. за каждое). Таким образом, в аудиторском отчете появилась формулировка «В отсутствие в Театре локального акта, регулирующего использование собственных доходов, в проверяемый период Учреждением осуществлены расходы в общей сумме 1 118 тыс. рублей на организацию и проведение мероприятий, не связанных с выполнением государственного задания и с уставной деятельностью Учреждения… а именно, на оплату услуг по организации и проведению мероприятий для сотрудников и партнеров Театра.»

 

Экономический словарь на сайте academic.ru даёт следующее определение термину «эффективность» – достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции из данного количества ресурсов.

 

Таким образом, следует полагать что оценка эффективности это в первую очередь оценка результата, а не процесса. В экономическом аспекте в качестве оцениваемого результата деятельности театра мог бы служить показатель соотношения бюджетных средств субсидии, предоставляемой театру на выполнение государственного задания и выручки от реализации билетов; иными словами – соотношение «субсидия:выручка», которое ясно и наглядно показывает какой доход приносит каждый рубль, вложенный в театр. По итогам 2017 года театр «Мастерская» на каждый вложенный рубль заработал 1,15 руб. – один из лучших показателей среди городских театров (это при небольшом зале в не самом легкодоступном месте города).

 

У флагмана отечественного театра – академического театра им.Е.Б.Вахтангова этот показатель составляет 2,5 руб. на каждый вложенный рубль (6 залов на Арбате, включая «тысячник»). Так что нам есть к чему стремиться.

 

Знающие люди понимают, как сложно выразить в цифрах объективную оценку деятельности того или иного театра. Рублями, килограммами, сантиметрами её не измеришь.

 

Мы помним, что театр появляется, когда есть смотрящие его глаза, слушающие уши, когда сидя в зрительном зале чувствуешь сопереживание, приводящее, в идеале, к катарсису. Нет зрителя – нет театра. Это очевидно. Именно поэтому главную оценку деятельности театра даёте вы, зрители, «голосующие» за театр ногами, своим личным временем и деньгами.

 

Вот почему для оценки театра следует помещать фокус внимания на зрителях и проводить исследования состава зрительской аудитории. К сожалению, до сих пор не получил широкого распространения социологический подход к системе оценки деятельности театра, разработанный ныне покойным учителем учителей театрального менеджмента Геннадием Григорьевичем Дадамяном – подход, основанный на регулярных социологических измерениях состава зрительской аудитории театра, в упрощенном виде который можно сформулировать следующим образом: чем выше доля постоянных зрителей у театра – тем эффективнее его работа. Снижение доли постоянных зрителей свидетельствует о снижении эффективности, рост – о её увеличении.

 

В настоящее время дирекция театра готовит План мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков для предоставления его в контролирующие органы.

 

Спасибо, что дочитали до конца!

 

Благодарим за проявленный интерес и ждём вас на спектаклях «Мастерской»!

 

С почтением,

 

Художественный руководитель

Григорий Козлов

Директор

Михаил Барсегов


Сб

15

сен

2018

«Мастерская» на сцене ДК Газа

В этом сезоне «Мастерская» станет ближе к зрителям Кировского района и покажет спектакли на обновленной сцене Дворца культуры им. Газа.

 

13 октября, 30 ноября – «Турандот»

Рэп-сказка о молодых и для молодых

14 октября – «Два вечера в веселом доме»

Пронзительная постановка по мотивам «Ямы» Куприна

21 октября, 11 ноября – «Бременские музыканты»

Музыкальное приключение со счастливым концом для всей семьи

10 ноября – «Том Сойер»

11 ноября – «Наш Авлабар»

Пн

10

сен

2018

Мы возвращаемся в Москву!

Наступил новый театральный сезон,

и мы вновь приедем на гастроли в столицу!

Приглашаем вас на комедию «Наш Авлабар» 23 октября в 19:00.

Место встречи изменить нельзя – спектакль пройдет на сцене Театрального центра «На Страстном». Гордые князья, важные купцы, энергичные свахи, несчастные влюбленные… Дух старинного Тифлиса и картин Нико Пиросмани. Три часа безудержного веселья, грузинского юмора, музыки и танцев. Это нельзя пропустить!

 

23

октября

(вт) 19:00

Москва

Гастроли в Москве

Театральный центр «На Страстном»

Авксентий Цагарели

Наш Авлабар

Комедия в двух действиях 12+


Комментариев: 0

Пт

03

авг

2018

Девятый сезон открыт!

Прозвенел третий звонок, зрители заняли свои места, актеры «зарядились» за кулисами... Ошибка – божья благодать, один за всех и все за одного!

 

Сегодня спектаклем «Турандот» театр «Мастерская» открыл девятый сезон. Он обещает быть захватывающим – премьеры, гастроли, фестиваль, новые проекты. Будем на связи!

Пт

03

авг

2018

«Мастерская» выступит в рамках программы «Театральный Петербург на Книжных аллеях»

4 августа в 16:00 в центре Петербурга стажеры театра «Мастерская» выступят в рамках программы «Театральный Петербург на Книжных аллеях», организованной Дирекцией театрально-зрелищных касс.

 

Последний выпускной курс художественного руководителя театра Григория Козлова представит зрителям небольшой кусочек из новой работы – концерта, посвящённого знаковым фигурам XX века. Ребята постарались заглянуть в зеркало прошедшей великой эпохи.

 

Вы увидите актёрские наблюдения и творческие номера, окунётесь в мир кино под звонкий голос Любови Орловой и бархатистое контральто Марлен Дитрих, в мир музыки Вудстока вместе с Дженис Джоплин и рок-музыки Фредди Меркьюри, в мир поэзии Иосифа Бродского – и это еще не все!

Чт

02

авг

2018

Григорий Козлов получит медаль ордена «За заслуги перед Отечеством»

Владимир Путин отметил государственными наградами РФ деятелей культуры и искусства. Художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Мастерская» Григорий Козлов удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Поздравляем!

 

Награды будут вручены и другим деятелям искусства. Читайте новость на сайте Министерства культуры

Ср

25

июл

2018

9 дней до начала 9-го сезона

Совсем немного осталось до открытия девятого сезона, и пришло время поделиться с вами некоторыми нашими планами!

 

Первой премьерой нового сезона станет спектакль итальянского режиссёра Альберто Романо Кавекки «Дачная трилогия». «Дачная трилогия» – это три пьесы Карло Гольдони, из которых в России до сегодняшнего дня ставилась только первая, «Дачная лихорадка». «Мастерская» впервые представит отечественному зрителю полную версию трилогии.

 

В декабре режиссёр Алексей Янковский, известный петербургским театралам как автор спектаклей «Я… Она… Не Я и Я…» и «Машина едет к морю», поставит в «Мастерской» «Анну Каренину» – пьесу своего учителя, культового театрального режиссёра Клима, по роману Льва Толстого.

 

Весной режиссер Александр Баргман приступит к репетициям 
комедии Эдмонда Ростана «Сирано де Бержерак» – романтической истории несчастной – или напротив, абсолютно счастливой, – любви под звон боевых шпаг, стук наполненных кружек, смех 
молодых и красивых людей, грохот пушек, треск вееров, шорох платьев,
 шепот листьев, звон колоколов.

 

Режиссёр и педагог Галина Бызгу, уже поставившая на нашей сцене три спектакля для детской и подростковой аудитории, в новом сезоне выпустит сразу две премьеры с участием недавних выпускников мастерской Григория Козлова. Что именно это будут за спектакли, пока не знаем наверняка даже мы, но одно можем сказать с полной уверенностью: совсем скоро наш репертуар пополнится ещё двумя зажигательными и яркими спектаклями для всей семьи!

 

И, наконец, Григорий Козлов в третий раз обратится к драматургии Александра Вампилова. Едва ли не лучшая вампиловская пьеса, советский «Гамлет», – «Утиная охота» – появится на нашей сцене.  

 

В сентябре в рамках федеральной программы «Большие гастроли 2018» мы посетим два сибирских города: жители Томска и Кемерово увидят спектакли «Мастер и Маргарита», «Старший сын» и «Бременские музыканты». Продолжатся наши традиционные поездки в Москву: в октябре спектакль «Живи и помни» будет показан в рамках Биеннале Театрального Искусства.

 

И это – далеко не все наши планы на девятый сезон! Впереди у нас ещё много интересного: премьеры, поездки, лаборатории, конкурсы, второй театральный фестиваль «Школа. Студия. Мастерская» и многое другое! Будем рады видеть вас у нас в театре в новом сезоне!

Пн

02

июл

2018

Итоги восьмого сезона: хронология

10 премьер

  • 29 августа 2017 – премьера спектакля «Живи и помни» (режиссер Г.Козлов). 37 премьера театра
  • 19, 20 октября 2017 – премьера спектакля «Мастер и Маргарита» вечер первый, вечер второй (режиссер Г.Козлов). 38 и 39 премьера театра
  • 27 октября 2017 – премьера спектакля «Космическая одиссея майора Пронина» (режиссер Р.Габриа). 40 премьера театра
  • 17 ноября 2017 – премьера спектакля «Распутин: миссия» (режиссер Е.Чернышов). Юсуповский дворец на Мойке. Совместный российско-венгерский проект. 41 премьера театра
  • 11 декабря 2017 – премьера спектакля «Счастье мое» (режиссер Андрей Горбатый). 42 премьера театра
  • 19 января 2018 – премьера спектакля «Жены» (режиссер Мария Романова). 43 премьера театра
  • 6 марта 2018 – премьера спектакля «Прошлым летом в Чулимске» (режиссер Григорий Козлов). 44 премьера театра
  • 17 мая 2018 – премьера спектакля «Нараяма» по новелле Ситиро Фукадзава (Режиссер Михаил Черняк). 45 премьера театра
  • 21 июня 2018 – премьера спектакля «Оборванец» по пьесе М.Угарова. Режиссер Тимур Насиров. 46 премьера театра

 

16 спектаклей на 11 фестивалях

  • 13 сентября – спектакль «Записки юного врача» показан на 14 фестивале «Реальный театр» (Екатеринбург)
  • 15 сентября – спектакль «Тартюф» показан на 14 фестивале «Реальный театр» (Екатеринбург)
  • 17 сентября – спектакль «Старший сын» показан на фестивале «Заповедник» (Псков)
  • 25 октября – спектакль «Тартюф» показан на 11 фестивале «Молодые театры России» в Омске.
  • 30 октября – спектакль «Письмовник» показан на 1 биеннале театрального искусства в рамках программы «Уроки режиссуры» в Москве
  • 16, 17 декабря – спектакль «Тихий Дон» принял участие в Рождественском фестивале (Новосибирск)
  • 18, 19 декабря – спектакль «Записки юного врача» принял участие в Рождественском фестивале (Новосибирск)
  • 19 февраля – спектакль «Живи и помни» в постановке Григория Козлова принял участие в XXV Всероссийском Пушкинском фестивале (Псков). Спектакль был сыгран на закрытии фестиваля.
  • 8 марта – спектакль «Тартюф» сыгран в рамках фестиваля «Прорыв»
  • 9 марта – спектакль «Чайка. Сюжет для небольшого рассказа» сыгран в рамках фестиваля «Прорыв»
  • 10 марта – спектакль «Живи и помни» сыгран в рамках фестиваля «Прорыв»
  • 21, 22 апреля – спектакль «Мастер и Маргарита» принял участие во всероссийском фестивале студенческих спектаклей «Будущее театральной России» (Ярославль).
  • 26 апреля – спектакль «Прошлым летом в Чулимске» принял участие во всероссийском фестивале студенческих спектаклей «Твой шанс» (Москва)
  • 27 мая – спектакль «Тихий Дон» принял участие в I фестивале губернских театров (Москва)
  • 26 июня – спектакль «Живи и помни» показан на фестивале «Голоса истории» (Вологда)
  • 27 июня – спектакль «Счастье мое» показан на фестивале «Голоса истории» (Вологда)

 

10 премий

  • 7 ноября – объявлены лауреаты Международной премии Станиславского. Григорий Козлов – лауреат в номинации «Театральная педагогика», Максим Блинов – в номинации «Перспектива»
  • 11 декабря – Алене Артемовой вручена Молодежная премия Правительства Санкт-Петербурга «За достижения в области сценического творчества»
  • 12 марта – вручение премии «Прорыв». Арина Лыкова (Настена, «Живи и помни») – лучшая актриса. Максим Фомин («Чайка. Сюжет для небольшого рассказа») – лучший режиссер (Молодежное жюри).
  • 19 марта – вручение призов Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал». Арина Лыкова за роли Настены («Живи и помни») и Виктории («Счастье мое»)
  • 29 мая – Г.М.Козлову вручена Премия Правительства Санкт-Петербурга в области искусства за спектакль «Живи и помни»
  • 31 мая – Антон Момот получил премию I фестиваля губернских театров (Москва) за лучшую мужскую роль («Тихий Дон», Григорий Мелехов)
  • 28 июня – по итогам фестиваля «Голоса истории» (Вологда) Григорию Козлову вручена премия имени А.П.Свободина за спектакль «Живи и помни», Арина Лыкова получила специальный диплом за роль Настены («Живи и помни»)

 

Проекты

  • 12 августа – театр принял участие в проекте Дирекции театрально-зрелищных касс «Театральный Петербург на Книжных аллеях» с фрагментами спектакля «Иван и Черт» (режиссер А.Горбатый).
  • 20 октября – спектакль «Иван и Черт» транслируется онлайн в рамках интерактивного проекта «Театр – школам»
  • 18, 19 ноября – спектакль «Мастер и Маргарита» показан в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума
  • 26 марта – спектакль «Прошлым летом в Чулимске» сыгран в рамках празднования Дня работника культуры
  • 26 марта – курс Г.М.Козлова выиграл Кубок Гертруды на ежегодном турнире студенческих команд в Доме Актера

 

Юбилеи

 

Гастроли

 

Первый фестиваль «Школа. Студия. Мастерская» (1-13 декабря)

  • 1 декабря – открытие I фестиваля «Школа. Студия. Мастерская»
  • Творческая встреча с Сергеем Женовачом (Дом актера).
  • 3, 4 декабря – спектакль «Мастер и Маргарита» показан в рамках фестиваля
  • 4 декабря – в рамках фестиваля читки современной драматургии. Тимур Насиров, Михаил Угаров, «Оборванец». Екатерина Гороховская, Тоон Теллеген, «Мой папа»
  • 5 декабря – в рамках фестиваля читки современной драматургии. Даниил Безносов, Дмитрий Данилов, «Человек из Подольска»
  • 6 декабря – в рамках фестиваля читки современной драматургии. Тимур Файрузов, Дмитрий Богославский, «Тихий шорох уходящих шагов»
  • 8 декабря – в рамках фестиваля читки современной драматургии. Полина Неведомская, Ася Волошина, «Единственная». Максим Фомин, Ольга Бушкова, «Проект»
  • 13 декабря – закрытие Первого фестиваля «Школа. Студия. Мастерская»

Сб

30

июн

2018

Выпуск курса 2014-2018

Сегодня студийцы мастерской Григория Козлова получили дипломы и пополнили нашу труппу, став стажерами театра «Мастерская»! Торжественная церемония вручения прошла в полдень на сцене Учебного театра на Моховой. Поздравляем!

 

Курс уже играет спектакли «Мастер и Маргарита» и «Прошлым летом в Чулимске», и вы наверняка видели эти работы и полюбили новое поколение «козлят». Сегодня на малой сцене «Мастерской» состоялся первый «Чулимск...», в котором играют уже не студенты, но дипломированные актеры!

Чт

28

июн

2018

Фестиваль «Голоса истории»

26 июня на фестивале «Голоса истории» в Вологде мы показывали спектакль «Живи и помни».

27 июня фестивальное жюри подвело итоги. Режиссеру спектакля Григорию Козлову присуждена премия имени А.П.Свободина «За наиболее яркое раскрытие средствами театра исторического события».

Исполнительнице роли Настены Арине Лыковой вручен специальный диплом фестиваля. Поздравляем!

Заказ билетов онлайн в театр «Мастерская»