Версия для слабовидящих

Позвонить,

написать

Будем на связи?
Касса: (812) 922 21 42 (ежедневно 11:00-21:00)
Пишите в сообщения ВКонтакте, на почту, или через форму обратной связи. Мы будем рады вашим сообщениям и постараемся ответить как можно скорее. А ещё – здесь вы можете подписаться на наши письма. Там мы рассказываем о мире театра и жизни «Мастерской» ❤️
Оставляя e-mail вы соглашаетесь на обработку персональных данных
«Мастерская зрителя»
{читаем}

Театральный словарь: Амплуа

Что такое амплуа?


Это слово французского происхождения – employ, что буквально означает «должность, занятие, применение». В современной театральной практике этот термин употребляется для определения специализации актёра. Другими словами: какой тип роли ему подходит?

Андрей Емельянов в роли Треплева в спектакле «Чайка. Сюжет для небольшого рассказа»
Андрей Емельянов в роли Треплева в спектакле «Чайка. Сюжет для небольшого рассказа»

Как появились «травести» и «благородные отцы»?


Система амплуа зародилась еще в древних ритуалах, когда требовалась четкое разделение на участников: кто и какую роль должен исполнить в религиозном обряде. В античной драме артисты делились на трагических и комических.

Маски в античном театре не только помогали актёрам говорить громче и казаться выше, но и помогали зрителям (особенно на дальних рядах амфитеатра) определить: трагический перед ними персонаж или комический
Маски в античном театре не только помогали актёрам говорить громче и казаться выше, но и помогали зрителям (особенно на дальних рядах амфитеатра) определить: трагический перед ними персонаж или комический

В итальянской комедии дель арте были разные типы масок:

Арлекин – глупый слуга, Панталоне – скупой старик, Пульчинелла – слуга, Доктор – псевдоучёный, старик.
Арлекин – глупый слуга, Панталоне – скупой старик, Пульчинелла – слуга, Доктор – псевдоучёный, старик.

В эпоху классицизма распределение на амплуа мотивировалось тем, что каждый тип роли подразумевал определенные способности и навыки актеров – от владения голосом до особенностей игры. Так появились амплуа, например, благородных отцов, инженю («простодушные»: чаще всего – молодые наивные девушки), травести (роли с переодеванием: например, когда актриса играет мальчика), дуэньи (старой девы) и кокеток.

Евгения Симонова в роли Принцессы в фильме «Обыкновенное чудо» – типичная инженю
Евгения Симонова в роли Принцессы в фильме «Обыкновенное чудо» – типичная инженю

Алиса Бруновна Фрейндлих в роли Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон» – травести. Это амплуа (как специализация) даже было написано в её дипломе об окончании Ленинградского театрального института.
Алиса Бруновна Фрейндлих в роли Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон» – травести. Это амплуа (как специализация) даже было написано в её дипломе об окончании Ленинградского театрального института.


Амплуа на русской сцене



В русском театре обязательное распределение актёров на амплуа было введено в 1766 году и впоследствии задокументировано в «Законе о службе по определению от Правительства». В характеристике труппы Александринского театра в середине XIX века для обозначения специализации актеров упоминаются, например, такие амплуа: любовников и молодых светских людей, комических лиц средних лет, роли гуляк и волокит, роли гран-дам, инженю-комик, комических старух низшего класса, кухарок, свах, купчих и нянек.

Посмотрите на эти портреты артистов Александринки XIX века и подумайте, какие могли быть их амплуа:

Артист театра Николай Николаевич Зубов
Артист театра Николай Николаевич Зубов — ?

Екатерина Николаевна Жулёва
Екатерина Николаевна Жулёва — ?

Появление новой драмы, а затем и искусства режиссуры в начале ХХ века привело к расшатыванию традиционной системы игровых типов, а также к появлению новых амплуа, например, неврастеника (это болезненно-нервные, неуравновешенные персонажи).

image
Раскольников, как персонаж – неврастеник. А вот Фёдор Климов в спектакле «Преступление и наказание» – лишь отчасти. Потому что...

Амплуа сегодня


Сегодня режиссеры намеренно отказываются от следования системе амплуа в пользу расширения творческих возможностей актеров и развития их индивидуальностей.

Интересно, что театральный гений Всеволод Мейерхольд формально приветствовал традиционный набор амплуа, но различал их по сценическим функциям (а не природному типу актёра): «преодоление драматических препятствий», «задержание развития действия», «концентрация интриги», «разбивание сценической формы».

Тем самым режиссер заложил основы современного амплуа. Поэтому в современном театре основным критерием выбора артиста на роль становится не психологические или сюжетные особенности, а выявление динамического стержня образа и определение действенных задач постановки.

image
Всеволод Эмильевич Мейерхольд. О нём есть спектакль Романа Габриа – vk.com/meyerholdgabria

P.S. для самых любопытных: Что почитать по теме?

В первую очередь рекомендуем книги К.С. Станиславского – режиссёр много писал об актёрском амплуа и применял эту систему в своей театральной практике, а также статью Михаила Чехова «О театральных амплуа», где великий артист напророчил скорую смерть всей системе амплуа. И современный сборник статей «Русское актёрское искусство ХХ века» (СПб, 2018).

Впереди ещё 32 буквы нашей театральной азбуки и чуть меньше – не менее загадочных театральных терминов и интересных рассказов о них.