Билеты
© Санкт-Петербургский театр «Мастерская»™ 2010-2024, 14-й сезон. Художественный руководитель театра – лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств России Григорий Козлов. Продажа билетов онлайн на сайте театра осуществляется с помощью программного модуля «Profticket-Widget» уполномоченным агентом ООО «Театрально-концертное агентство «Дилявер» (ИНН 7703701309). Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и обработкой данных в соответствии с политикой в отношении обработки персональных данных
Поддержка по электронным билетам:
Закрыть
EN
RU
Оставляя e-mail, вы соглашаетесь получать интересные письма и на обработку персональных данных
Дневник «Мастерской»

История театрального звонка

Кофе в буфете, фотографии в фойе, тяжёлый занавес, бархатные кресла – в разных театрах эти атрибуты могут отличаться или вообще отсутствовать. Но обязательно перед началом спектакля вы услышите сигналы, призывающие вас забыть о повседневности и погрузиться в небытовой, волшебный мир театра. Это может быть записанная мелодия, звучащая из колонок стереосистемы, звон колокольчика в руках актёра и даже гулкий удар в гонг.

Театр появился больше двух тысяч лет назад, и тогда же появился театральный звонок. Из нашей статьи вы узнаете, как в разные эпохи зрителей призывали к тишине и созерцанию.

Представление греческой трагедии
Представление греческой трагедии

Родина классического театра — Древняя Греция. Первые театральные представления греков были связаны с религиозными ритуалами и культами. Начинались они с принесения богам (в основном, Дионису) жертвы (в основном, козла). Кстати, «козёл» по-гречески — «коммос», отсюда появилось название жанра — комедия.

Колокольчиком жителей греческого полиса никто не созывал — к началу ритуала итак никто не желал опаздывать. О начале действа возвещали трубы.

Выпущенной на жертвеннике кровью щедро окроплялись зрители, пришедшие на представление. После исполнения этого священного обряда начиналось действо. Любопытно было бы представить такое начало спектакля сейчас. И какой должна быть одежда, подходящая для выхода из дома в этот день?

Основные жанры средневекового религиозного театра – моралите и миракли
Основные жанры средневекового религиозного театра – моралите и миракли

Средневековым театральным звонком была молитва. Церковные службы тогда шли исключительно на латыни, и простые люди в большинстве своём не понимали ни слова, но с нетерпением ждали начала представления, ведь оно в более доступной, образной форме пересказывало содержание песнопений.

Персонажи итальянской Commedia dell'arte: Коломбина, Пьеро, Арлекин
Персонажи итальянской Commedia dell'arte: Коломбина, Пьеро, Арлекин

Комедия дель арте в Италии, известная своими персонажами-масками и импровизациями, открывалась обращением публике: «Пусть прищемит рак эту профессию и того, кто её выдумал...» Произносящий это молодой актёр в пёстрой одежде имел в виду свою нелёгкую долю, что изрядно веселило зрителей. После такой «исповеди» поднимался занавес.

Испанский площадной театр эпохи Возрождения
Испанский площадной театр эпохи Возрождения

В Испании эпохи Возрождения театральное представление открывалось исполнением музыкального номера на гитаре. В Англии того же периода «звонком» был гул трубы, разносящийся из стен театра. Над крышей развевался флаг голубого или черного цвета, обозначавший, что сегодня в репертуаре: комедия или трагедия.

Актёр Дмитрий Житков в спектакле «Тартюф» театра «Мастерская», режиссёр Григорий Козлов
Актёр Дмитрий Житков в спектакле «Тартюф» театра «Мастерская», режиссёр Григорий Козлов

Мольер, по преданию, стучал по сцене огромной тростью, чтобы привлечь внимание публики и призвать всех к тишине. Существует даже легенда о том, что разное количество ударов обозначало местонахождение короля, прибывающего на представление. Последние три (как и сейчас) были призывом к молчанию для публики и знаком для актеров, что можно начинать.

Теперь вы знаете, зачем в «Тартюфе» Григория Козлова «слуга просцениума» Дмитрий Житков в нужный момент появляется с тростью.

Сцена из спектакля «Мастер и Маргарита» театра «Мастерская», режиссёр Григорий Козлов
Сцена из спектакля «Мастер и Маргарита» театра «Мастерская», режиссёр Григорий Козлов

По сей день во Франции, в старейшем парижском театре Комеди Франсез, чтут «тихие» традиции времён Мольера и Короля Солнце Людовика XIV и никогда не «трезвонят». Перед началом спектакля в фойе появляется служитель театра и стучит жезлом об пол: один, два, а затем три раза.

На рубеже XIX-XX веков рождается «режиссерский» театр. Понятия «начала» и «окончания» действия стали местом для эксперимента. Сегодня «трансфер» между реальностью и вымыслом в театре – дело режиссерского принципа. Кто-то делает это торжественно, кто-то игриво, кто-то просто выбивает дверь ногой. Например, в театре «Мастерская» спектакль «Прошлым летом в Чулимске» открывается позывными советского радио, а «Мастер и Маргарита» – музыкой из спектакля, сочинённой актёром Антоном Горчаковым.

История театра показывает, что театральный звонок, главным образом, отделяет мир быта от мира театрального представления, вещную природу от явления искусства и красоты. Как колокольный звон символизирует сердцебиение города, так и трель (или специальная мелодия) перед спектаклем предлагает настроиться на ритм биения сердца самого театра.

Благодарим за помощь в подготовке материала Василису Гребельную и Ульяну Громакову.
Записки