Билеты
© Санкт-Петербургский театр «Мастерская»™ 2010-2024, 14-й сезон. Художественный руководитель театра – лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств России Григорий Козлов. Продажа билетов онлайн на сайте театра осуществляется с помощью программного модуля «Profticket-Widget» уполномоченным агентом ООО «Театрально-концертное агентство «Дилявер» (ИНН 7703701309). Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и обработкой данных в соответствии с политикой в отношении обработки персональных данных
Поддержка по электронным билетам:
Закрыть
EN
RU
Оставляя e-mail, вы соглашаетесь получать интересные письма и на обработку персональных данных
Дневник «Мастерской»

Что такое амплуа?

Это слово французского происхождения – employ, что буквально означает «должность, занятие, применение». В современной театральной практике этот термин употребляется для определения специализации актёра. Другими словами: какой тип роли ему подходит?

Андрей Емельянов в роли Треплева в спектакле «Чайка. Сюжет для небольшого рассказа»

Как появились «травести» и «благородные отцы»?


Система амплуа зародилась еще в древних ритуалах, когда требовалась четкое разделение на участников: кто и какую роль должен исполнить в религиозном обряде. В античной драме артисты делились на трагических и комических.


Маски в античном театре не только помогали актёрам говорить громче и казаться выше, но и помогали зрителям (особенно на дальних рядах амфитеатра) определить: трагический перед ними персонаж или комический

В итальянской комедии дель арте были разные типы масок:


Арлекин – глупый слуга, Панталоне – скупой старик, Пульчинелла – слуга, Доктор – псевдоучёный, старик.

В эпоху классицизма распределение на амплуа мотивировалось тем, что каждый тип роли подразумевал определенные способности и навыки актеров – от владения голосом до особенностей игры. Так появились амплуа, например, благородных отцов, инженю («простодушные»: чаще всего – молодые наивные девушки), травести (роли с переодеванием: например, когда актриса играет мальчика), дуэньи (старой девы) и кокеток.


Евгения Симонова в роли Принцессы в фильме «Обыкновенное чудо» – типичная инженю

Алиса Бруновна Фрейндлих в роли Малыша в спектакле «Малыш и Карлсон» – травести. Это амплуа (как специализация) даже было написано в её дипломе об окончании Ленинградского театрального института.

Амплуа на русской сцене



В русском театре обязательное распределение актёров на амплуа было введено в 1766 году и впоследствии задокументировано в «Законе о службе по определению от Правительства». В характеристике труппы Александринского театра в середине XIX века для обозначения специализации актеров упоминаются, например, такие амплуа: любовников и молодых светских людей, комических лиц средних лет, роли гуляк и волокит, роли гран-дам, инженю-комик, комических старух низшего класса, кухарок, свах, купчих и нянек.


Посмотрите на эти портреты артистов Александринки XIX века и подумайте, какие могли быть их амплуа:


Артист театра Николай Николаевич Зубов

Екатерина Николаевна Жулёва

Появление новой драмы, а затем и искусства режиссуры в начале ХХ века привело к расшатыванию традиционной системы игровых типов, а также к появлению новых амплуа, например, неврастеника (это болезненно-нервные, неуравновешенные персонажи).


image

Амплуа сегодня


Сегодня режиссеры намеренно отказываются от следования системе амплуа в пользу расширения творческих возможностей актеров и развития их индивидуальностей.

Интересно, что театральный гений Всеволод Мейерхольд формально приветствовал традиционный набор амплуа, но различал их по сценическим функциям (а не природному типу актёра): «преодоление драматических препятствий», «задержание развития действия», «концентрация интриги», «разбивание сценической формы».

Тем самым режиссер заложил основы современного амплуа. Поэтому в современном театре основным критерием выбора артиста на роль становится не психологические или сюжетные особенности, а выявление динамического стержня образа и определение действенных задач постановки.


image

P.S. для самых любопытных: Что почитать по теме?


В первую очередь рекомендуем книги К.С. Станиславского – режиссёр много писал об актёрском амплуа и применял эту систему в своей театральной практике, а также статью Михаила Чехова «О театральных амплуа», где великий артист напророчил скорую смерть всей системе амплуа. И современный сборник статей «Русское актёрское искусство ХХ века» (СПб, 2018).


Впереди ещё 32 буквы нашей театральной азбуки и чуть меньше – не менее загадочных театральных терминов и интересных рассказов о них.
Записки