Версия для слабовидящих

(в разработке)

Позвонить,

написать

Будем на связи?
Касса: (812) 922 21 42 (ежедневно 11:00-21:00)
Пишите в сообщения ВКонтакте, на почту, или через форму обратной связи. Мы будем рады вашим сообщениям и постараемся ответить как можно скорее. А ещё – здесь вы можете подписаться на наши письма. Там мы рассказываем о мире театра и жизни «Мастерской» ❤️
Оставляя e-mail вы соглашаетесь на обработку персональных данных
«Мастерская зрителя»
{читаем}

Что такое конфликт в театре?

На чём держатся образы и смыслы в пьесе? Что является ключом к пониманию спектакля? Человек постоянно вступает в конфликты – с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой. Определить, в чём основное противоречие в пьесе – значит найти основной ключ к пониманию спектакля.

Театроведы выделяют несколько разных типов конфликтов: человек против Бога; человек против человека; человек против самого себя; театр в театре. Давайте разберём каждый из типов на примере разных спектаклей «Мастерской».


Конфликт человек – человек

Основное в пьесе противостояние завязано на взаимоотношениях между людьми, их бытовом общении и ситуациях, с которыми точно сталкивался каждый из нас. Например, возьмём спектакль «Грёзы любви, или Женитьба Бальзаминова»: противоречие в том, что Бальзаминов мечтает жениться и обогатиться, но для этого ему нужны деньги.


Конфликт человек – Бог

В таком противостоянии на первый план выходят взаимоотношения человека с высшими силами, попытки найти себя, своё предназначение, вопросы о том, почему мир таков, какой он есть. Яркий пример такого конфликта – спектакль «Утиная охота».


Конфликт «человек против себя»

Герой преодолевает внутренние противоречия. Например, не может совершить выбор между хорошим и плохим, логическим и эмоциональным, правильным и неправильным. Отличный пример – «Преступление и наказание. Девять дней Родиона Романовича Раскольникова».


Конфликт «театр в театре»

Театр – это «зеркало природы», с помощью которого мы можем пережить что-то новое или иначе посмотреть на то, что уже происходило в нашей жизни. Основное противостояние тут – между истиной и игрой. Пример – «Мышеловка» в спектакле «Однажды в Эльсиноре. Гамлет». Принц не пытается выяснить правду о смерти отца при помощи шантажа или через мать: он разыгрывает пьесу, в которой Клавдий увидит свой поступок и обязательно себя выдаст.