Главное отличие театра-школы от обычного театра в том, что репетиционный процесс одновременно является обучающим – соответственно, учёба актёра, его становление и развитие не заканчивается получением диплома в вузе, а продолжается в течение всей его активной творческой жизни.
Вторая важная особенность – фигура Мастера – авторитета для актёров не только в профессиональных, но и в жизненных, мировоззренческих вопросах. Мастер воспитывает единомышленников, работающих в определенных принципах, использующих определённую актёрскую технику. Поэтому в театральных вузах курсы называют «мастерскими», определяя каждую именем Мастера. Именно так различают между собой формирующиеся в разных творческих системах коллективы – сначала в стенах вуза («курс Козлова», а не «первый курс актёров драматического театра и кино» :), а потом и на общем театральном ландшафте страны: «Мастерская Фоменко», «Мастерская Козлова», «Мастерская Брусникина», «Студия театрального искусства Сергея Женовача». Принцип Мастерской объединяет все эти театры, а имена Мастеров определяют уникальный способ мышления и творческой работы каждого.
Как и многое в российском театре, принцип Школы появился при К.С. Станиславском, а затем использовался и развивался М. Чеховым, Вс. Мейерхольдом, Е. Вахтанговым, Ф. Комиссаржевским, О. Ефремовым, Ю. Любимовым. Принцип Студии (что не то же самое) ввёл в театральный процесс Вс. Мейерхольд, имея в виду, что Студия – это место творческого поиска, свободы и эксперимента. Многочисленные Студии МХТ формировались также на основе единых этических принципов, общности мировоззрений, сплочённости их участников.
Настоящий взрыв студийного движения произошел в конце 80-х годов. В предчувствии перемен художники искали новый язык, новые средства выразительности, а государственные театры не могли дать им площадки, ресурсы и поддержку для этого поиска. При этом общество в целом хотело развивать новый театр и приветствовало разные его формы. Так «Формальный театр» Андрея Могучего, театр «DEREVO» Антона Адасинского, театр «АХЕ» Максима Исаева перестали быть андеграундом, а стали заметными и популярными явлениями глобального театрального процесса, участниками самых значимых европейских фестивалей.
Сейчас в театральной России, в частности в Петербурге, довольно много театров, объединяющих в себе Школу и Студию – как правило, это актёрские курсы, которы после выпуска из вуза решили сохранить сложившийся коллектив и продолжать двигаться в профессии вместе, создавать что-то новое, принимая в свои ряды единомышленников. Театр «ЦЕХ», «Этюд-театр», «Городской театр», «Малый театр кукол» – интересные и свежие примеры этого явления, к которым стоит присмотреться :) «Мастерская» и Малый драматический театр – примеры государственных театров-школ в Петербурге.
Для таких самобытных сплочённых коллективов, кипящих каждый в своём творческом «котле», очень важно иногда выходить за пределы привычных форм и материала, добавлять неожиданные «ингредиенты»: нового режиссёра, принципиально другой литературный материал. Это необходимая творческая практика, позволяющая коллективу развиваться. Именно поэтому важной частью нашего фестиваля «Школа. Студия. Мастерская» является режиссёрская лаборатория, зрителями, участниками и со-творцами которой мы приглашаем стать вас.