Это слово французского происхождения – employ, что буквально означает «должность, занятие, применение». В современной театральной практике этот термин употребляется для определения специализации актёра. Другими словами: какой тип роли ему подходит?
Как появились «травести» и «благородные отцы»?
Система амплуа зародилась еще в древних ритуалах, когда требовалась четкое разделение на участников: кто и какую роль должен исполнить в религиозном обряде. В античной драме артисты делились на трагических и комических.
В итальянской комедии дель арте были разные типы масок:
В эпоху классицизма распределение на амплуа мотивировалось тем, что каждый тип роли подразумевал определенные способности и навыки актеров – от владения голосом до особенностей игры. Так появились амплуа, например, благородных отцов, инженю («простодушные»: чаще всего – молодые наивные девушки), травести (роли с переодеванием: например, когда актриса играет мальчика), дуэньи (старой девы) и кокеток.
Амплуа на русской сцене
В русском театре обязательное распределение актёров на амплуа было введено в 1766 году и впоследствии задокументировано в «Законе о службе по определению от Правительства». В характеристике труппы Александринского театра в середине XIX века для обозначения специализации актеров упоминаются, например, такие амплуа: любовников и молодых светских людей, комических лиц средних лет, роли гуляк и волокит, роли гран-дам, инженю-комик, комических старух низшего класса, кухарок, свах, купчих и нянек.
Посмотрите на эти портреты артистов Александринки XIX века и подумайте, какие могли быть их амплуа:
Появление новой драмы, а затем и искусства режиссуры в начале ХХ века привело к расшатыванию традиционной системы игровых типов, а также к появлению новых амплуа, например, неврастеника (это болезненно-нервные, неуравновешенные персонажи).
Амплуа сегодня
Сегодня режиссеры намеренно отказываются от следования системе амплуа в пользу расширения творческих возможностей актеров и развития их индивидуальностей.
Интересно, что театральный гений Всеволод Мейерхольд формально приветствовал традиционный набор амплуа, но различал их по сценическим функциям (а не природному типу актёра): «преодоление драматических препятствий», «задержание развития действия», «концентрация интриги», «разбивание сценической формы».
Тем самым режиссер заложил основы современного амплуа. Поэтому в современном театре основным критерием выбора артиста на роль становится не психологические или сюжетные особенности, а выявление динамического стержня образа и определение действенных задач постановки.
P.S. для самых любопытных: Что почитать по теме?
В первую очередь рекомендуем книги К.С. Станиславского – режиссёр много писал об актёрском амплуа и применял эту систему в своей театральной практике, а также статью Михаила Чехова «О театральных амплуа», где великий артист напророчил скорую смерть всей системе амплуа. И современный сборник статей «Русское актёрское искусство ХХ века» (СПб, 2018).
Впереди ещё 32 буквы нашей театральной азбуки и чуть меньше – не менее загадочных театральных терминов и интересных рассказов о них.