© Санкт-Петербургский театр «Мастерская»™ 2010-2024, 14-й сезон. Художественный руководитель театра – лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств России Григорий Козлов. Продажа билетов онлайн на сайте театра осуществляется с помощью программного модуля «Profticket-Widget» уполномоченным агентом ООО «Театрально-концертное агентство «Дилявер» (ИНН 7703701309). Пользуясь сайтом и оставляя персональные данные вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и политикой в отношении обработки персональных данных
Поддержка по эл. билетам:
Закрыть
Театральный альбом

Что такое конфликт в театре?

На чём держатся образы и смыслы в пьесе? Что является ключом к пониманию спектакля? Человек постоянно вступает в конфликты – с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой. Определить, в чём основное противоречие в пьесе – значит найти основной ключ к пониманию спектакля.

Театроведы выделяют несколько разных типов конфликтов: человек против Бога; человек против человека; человек против самого себя; театр в театре. Давайте разберём каждый из типов на примере разных спектаклей «Мастерской».


Конфликт человек – человек

Основное в пьесе противостояние завязано на взаимоотношениях между людьми, их бытовом общении и ситуациях, с которыми точно сталкивался каждый из нас. Например, возьмём спектакль «Грёзы любви, или Женитьба Бальзаминова»: противоречие в том, что Бальзаминов мечтает жениться и обогатиться, но для этого ему нужны деньги.


Конфликт человек – Бог

В таком противостоянии на первый план выходят взаимоотношения человека с высшими силами, попытки найти себя, своё предназначение, вопросы о том, почему мир таков, какой он есть. Яркий пример такого конфликта – спектакль «Утиная охота».


Конфликт «человек против себя»

Герой преодолевает внутренние противоречия. Например, не может совершить выбор между хорошим и плохим, логическим и эмоциональным, правильным и неправильным. Отличный пример – «Преступление и наказание. Девять дней Родиона Романовича Раскольникова».


Конфликт «театр в театре»

Театр – это «зеркало природы», с помощью которого мы можем пережить что-то новое или иначе посмотреть на то, что уже происходило в нашей жизни. Основное противостояние тут – между истиной и игрой. Пример – «Мышеловка» в спектакле «Однажды в Эльсиноре. Гамлет». Принц не пытается выяснить правду о смерти отца при помощи шантажа или через мать: он разыгрывает пьесу, в которой Клавдий увидит свой поступок и обязательно себя выдаст.
Записки