Билеты
© Санкт-Петербургский театр «Мастерская»™ 2010-2024, 14-й сезон. Художественный руководитель театра – лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств России Григорий Козлов. Продажа билетов онлайн на сайте театра осуществляется с помощью программного модуля «Profticket-Widget» уполномоченным агентом ООО «Театрально-концертное агентство «Дилявер» (ИНН 7703701309). Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и обработкой данных в соответствии с политикой в отношении обработки персональных данных
Поддержка по электронным билетам:
Закрыть
EN
RU
Оставляя e-mail, вы соглашаетесь
на обработку персональных данных
Дневник «Мастерской»

До «Мастерской»: «Моление о чаше»

Продолжу рассказ о старых спектаклях Григория Михайловича. Сегодня расскажу вам о «Москве. Молении о чаше», которую он поставил в 1992 году в театре «Русские ночи». Этот спектакль стал первым для только что открывшегося театра, а главные роли в нём исполнили основатели «Русских ночей» – актёры Александр Марков и Валентина Белецкая.

Литературной основой «Моления о чаше» послужила одноимённая пьеса Льва Тимофеева, написанная в начале 1980-х годов. В то время новый генсек КПСС Юрий Андропов проводил в стране политику, построенную на «закручивании гаек»: значительно возросло количество арестов, «инакомыслящих» высылали из страны или направляли на принудительное лечение в психиатрические больницы.

В диссидентской среде, к которой принадлежал и сам Тимофеев, царили параноидальные настроения: люди жили в постоянном страхе, многие всерьёз готовились к аресту или даже возвращению «большого террора». Этой эсхатологической тревогой насквозь пропитано и «Моление о чаше» – история немолодой супружеской пары, живущей в андроповском СССР (кстати, Александр Марков и Валентина Белецкая, исполнившие в спектакле эти роли, в жизни также являлись мужем и женой). Супруги с ужасом наблюдают за тем, как одного за другим арестовывают их друзей и знакомых, и за тем, как маленькая дочка приносит домой со школьных политзанятий портреты советских вождей, которых она ласково называет «дедушками». Они мечтают уехать из страны – «куда угодно – в Америку, в Израиль, в Новую Зеландию». И больше всего на свете они боятся, что очень скоро за ними тоже придут.


Однако Григорий Козлов, творческим кредо которого всегда являлась вера в человека и его нравственное начало, несколько переосмыслил пьесу Тимофеева. Его спектакль был не о паранойе, не о страхе ареста и не об ужасах режима. Он был о внутренней свободе, которая побеждает всё; о том, что «надо жить», как бы нам временами ни было трудно, страшно и душно.

К сожалению, качественных видеозаписей «Моления о чаше» не осталось: пара десятков фотографий да несколько рецензий – вот и всё, что сегодня напоминает нам об этом спектакле. И это очень печально. Ведь сегодня – когда, как пел Михаил Щербаков, «невзгоды приключаются всё чаще, всё всесильней бьют ветра» – такие спектакли и важны, и нужны. Чтобы не опускались руки, чтобы не угасала надежда: не зря же драматург Лев Тимофеев назвал свою совсем невесёлую пьесу «комедией».
Письма Г. Козлов Театр