Билеты
Театр для человека и про человека. И телеграм-канал тоже. Подписывайтесь!
VI театральный фестиваль «Школа. Студия. Мастерская» 27 ноября – 4 декабря
© Санкт-Петербургский театр «Мастерская»™ 2010-2023, 14-й сезон. Художественный руководитель театра – лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств России Григорий Козлов. Продажа билетов онлайн на сайте театра осуществляется с помощью программного модуля «Profticket-Widget» уполномоченным агентом ООО «Театрально-концертное агентство «Дилявер» (ИНН 7703701309). Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и обработкой данных в соответствии с политикой в отношении обработки персональных данных
Поддержка по электронным билетам:
Закрыть
EN
RU
Оставляя e-mail, вы соглашаетесь
на обработку персональных данных
Дневник «Мастерской»

Что такое сверхзадача?

Продолжу рассказывать про базовые понятия из системы Станиславского на примере наших спектаклей. В этот раз разберёмся с тем, что такое сверхзадача, а потом Ксения Морозова расскажет про то, в чём заключается её сверхзадача в «Нашем Авлабаре».
Вообще, сначала под сверхзадачей понималась главная цель, ради которой всё затевается – пишется пьеса, создаётся спектакль или актёрский образ. Позже термин стал популярен в театральной среде и начал трактоваться в иносказательном значении – как высшая цель, которую необходимо достичь.
Станиславский писал: «Я много работаю и считаю, что ничего больше нет; сверхзадача и сквозное действие – вот главное в искусстве».
Актёру, для того чтобы исполнить ту или иную роль, необходимо понять своего героя, проанализировать его характер, манеры, привычки. Но для того, чтобы сыграть так, чтобы зрители поверили в то, что происходит на сцене этого недостаточно. Нужна мотивация, что-то, что будет идти изнутри, моделировать все его поступки. Именно эту функцию и выполняет сверхзадача – главное жизненное желание героя, которое и определяет все его действия, даёт им высший смысл и наполняет идеей (в глобальном понимании этого слова).
Станиславский, обозначая важность сверхзадачи в актёрской работе над ролью, в качестве образного сравнения приводил пример бесполезности приготовления хорошего, наваристого бульона, который не может быть употреблен в пищу, если не подогреешь его огнем. Правильно сформулированная сверхзадача и является этим «огнём», подогревающим как актёра и его действия на сцене, так и веру зрителя в происходящее на сцене.
Ещё один важный момент: недостаточно сформулировать сверхзадачу какими-то простыми формулами, например, что герой хочет быть счастливым или богатым – это желания, которые свойственны всем людям. Для сверхзадачи нужно найти какие-то более точные, чувственные и тонкие формулировки, какое-то такое желание, которое будет свойственно именно этому персонажу и никому кроме него, чтобы образ, сыгранный актёром на сцене, получился наполненным и объёмным.
Наш Авлабар
Вот из чего рождается сверхзадача, которую ставит перед собой Ксения Морозова, играя роль бабушки Ануш в спектакле «Наш Авлбар»:
«Бабушка Ануш классная, кайфовая старушка. Очень спокойная, стабильная, жизнерадостная. Очень любит свою внучку Сону и пытается ей помочь, целиком и полностью всегда стоит на её стороне. Она за счастливый брак, за любовь в семье, считает и верит, что её внучка достойна только такого. В этом и заключается её разногласие с сыном. Ей очень симпатизирует Котэ, потому что такой тип мужчин её очень привлекает, и она считает, что это самая подходящая партия для её внучки – такой вот романтичный, самоуверенный, влюблённый юноша. А как все бабушки, бабушка Ануш заботится только о счастье в своём доме, в своей семье, чтобы всё было радостно, хорошо и весело».
Письма Режиссёры Актёры Записки