Билеты
© Санкт-Петербургский театр «Мастерская»™ 2010-2024, 14-й сезон. Художественный руководитель театра – лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств России Григорий Козлов. Продажа билетов онлайн на сайте театра осуществляется с помощью программного модуля «Profticket-Widget» уполномоченным агентом ООО «Театрально-концертное агентство «Дилявер» (ИНН 7703701309). Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и обработкой данных в соответствии с политикой в отношении обработки персональных данных
Поддержка по электронным билетам:
Закрыть
EN
RU
Оставляя e-mail, вы соглашаетесь
на обработку персональных данных
Дневник «Мастерской»

О чём говорят до первого звонка?

Возможно, вы не видели анонсы, но в конце прошлого сезона мы запустили новый образовательный проект: теперь перед некоторыми спектаклями вместе с пространством Doctrina et Nobiles делаем лекции про авторов и произведения, которые зрителям предстоит увидеть на сцене. Так, например, в декабре поговорили про роман Достоевского «Бесы» перед спектаклем «Бесы», и сохранили видео на нашем сайте, смотрите.
Ну а если видеоформат не для вас, делюсь небольшим конспектом того, о чем говорил наш лектор, театровед и главный редактор «Петербургского театрала» Владимир Кантор.

Как известно, Фёдор Михайлович Достоевский не написал ни одной пьесы. Уже при его жизни многие актёры и антрепренёры обращались к нему, чтобы он создал инсценировку своих романов, но этого так и не случилось. Только после смерти автора его произведения начали пытаться поставить на сцене. Но первые спектакли получались слишком мелодраматическими, так как ещё не было изобретено сценического языка, способного передать мысли Фёдора Михайловича. Конечно, с появлением режиссёрского театра философия Достоевского получила свое воплощение и в спектаклях.

«Николай Ставрогин» МХТ, 1913
Спектакль В.И.Немировича-Данченко

После успеха «Братьев Карамазовых» Немирович-Данченко собирался ставить инсценировку другого романа Достоевского – «Бесы». С резким протестом против этого намерения Художественного театра выступил М. Горький, опубликовав 22 сентября 1913 года своё широко известное письмо в редакцию «Русского слова» «О "карамазовщине"». Театр ответил ему «Открытым письмом», напечатанным в той же газете четыре дня спустя.

«Глубоко убеждён, что проповедь со сцены болезненных идей Достоевского способна только ещё более расстроить и без того нездоровые нервы общества», – писал Горький, называя Достоевского «злым гением нашим», изобразившим «две болезни... – садическую жестокость во всем разочарованного нигилиста и... мазохизм существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своими страданиями". В «Бесах» Горький видел «русский садизм», «пасквиль временно-политического характера» и «тёмные пятна зловредного человеконенавистничества».

Тема политических кружков и заговорщиков, естественно, раскрывалась не только на сцене и в литературе, но и в живописи. Взгляните на картину Ильи Репина «Сходка». Согласитесь, непроизвольно в памяти всплывает сцена из «Бесов», где Верховенский и его последователи собрались на именинах у Виргинского, чтобы обсудить свои дальнейшие планы.

В 1935 г. роман «Бесы» был запрещен, подготовленное новое издание Достоевского пошло под нож. Отдельной книгой роман будет переиздан только в 1989 году.

Отдельное внимание Владимир Кантор в своей лекции уделил спектаклю «Бесы» 1991 года, который поставил Лев Додин. Тут стоит отдельно сказать о том, что спектакль шёл 7 часов. Да, звучит монументально (но, конечно, не для зрителей «Мастерской», которые смотрели «Тихий Дон»), однако роман Достоевского сложно (но можно, у Романа Габриа вот в «Мастерской» получилось) представить в более сокращённом варианте.

Закончили лекцию на том, что 2021-й год, юбилейный для Достоевского, подарил современному театру огромное количество новых спектаклей по произведениям писателя, многие из которых достойны зрительского внимания.
А вот и традиционная подборочка материалов по «Бесам», которые вам наверняка будут интересны:

Письма Р. Габриа Встречи