Билеты
© Санкт-Петербургский театр «Мастерская»™ 2010-2024, 14-й сезон. Художественный руководитель театра – лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств России Григорий Козлов. Продажа билетов онлайн на сайте театра осуществляется с помощью программного модуля «Profticket-Widget» уполномоченным агентом ООО «Театрально-концертное агентство «Дилявер» (ИНН 7703701309). Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и обработкой данных в соответствии с политикой в отношении обработки персональных данных
Поддержка по электронным билетам:
Закрыть
EN
RU
Оставляя e-mail, вы соглашаетесь получать интересные письма и на обработку персональных данных
Дневник «Мастерской»

Три единства, система амплуа и актёрские штампы

Темой третьего урока «Мастерской зрителя» мы выбрали театр Франции в эпоху Возрождения. В это время здесь происходило формирование классицизма – важного направления в искусстве, влияние которого мы ощущаем до сих пор.

В предыдущем письме мы рассказывали о театре Средневековья. Специальных театральных зданий тогда не было, театр был либо площадным (помните о мираклях и мистериях?), либо странствующим – соответственно, непрофессиональным (хотя гистрионы, бродячие артисты-«жонглёры», умели многое). Однако со временем в среде артистов сформировались целые актёрские династии, поэтому в начале XVI века во Франции появляется большое количество профессиональных артистов, для которых театр – главное и единственное занятие. Отсюда возникает необходимость в строительстве театральных зданий, в создании сценического оснащения и оборудования, но главное – в новом репертуаре, новой драматургии.

Первый профессиональный национальный театр «Бургундский отель» был построен в 1548 году в Париже. Поначалу он просто заменил площади – здесь также игрались незатейливые религиозные комедии, однако пресыщенная, взыскательная парижская публика требовала чего-то нового. XVI век становится своеобразным переходом от «низких» театральных жанров к «высоким» – в спектаклях соединяются трагедии и пасторали, трагикомедии и фарсы.

А в XVII веке расцветает искусство классицизма. Его своеобразным манифестом становится трактат Никола Буало «Поэтическое искусство», где он сформулировал принцип «облагороженной природы». Согласно ему, мастерство актёра определялось его l’art de declamation – искусством декламации. А также торжественностью поз, величавостью жестов, благородством и сложностью языка… Играть следовало только возвышенные чувства, создавать монументальные, вневременные образы. Актёры действовали, но не перевоплощались в героя на сцене – соответственно, сама природа, фактура артиста должна была соответствовать его персонажу. Так появилась система амплуа: любовников играли молодые и страстные актёры, царей и героев – статные, высокие и громогласные, отцов – степенные и благообразные зрелые мужчины.

Актёры наделяли персонажей своими личными чертами характера, но тщательно «очищали» их: вытачивали, как скульптуру, жесты, позы, реакции. Это требовало слегка нарочитой манеры игры: например, женщина на сцене вскидывает руки и закрывает ими лицо – всем ясно, что она сильно огорчена. Заломленные руки со сцепленными пальцами означали горе; сомкнутые ладони – мольбу; руки, отведённые в сторону и словно отталкивающие что-то – отвращение. Каждая эмоция имела свою пластическую форму и даже выражение в голосе. «Узаконенную» и строго регламентированную систему классических «страстных жестов» актёры на сцене (да и в жизни иногда) используют и по сей день. Только теперь это называется «штампами» и в театре считается дурным тоном, а не показателем профессионализма.

С чем связаны такие перемены в зрительском восприятии, разберёмся чуть позже ;) А пока добавим, что кроме искусства сценографии, системы актёрских амплуа и высоких требований к сценической речи, эпоха классицизма подарила нам принцип «трёх единств»: времени, места и действия. Это значило, что действие в спектакле должно развиваться по тем же законам, что и в жизни: в одном месте (например, дом или двор), в одно время (в течение суток) и по одной сюжетной линии. Тогда это правило ассоциировалось с гармонией и правдивостью искусства. Сейчас же художники театра считают его скорее ограничением и редко ему следуют.

Спектакль «Сирано де Бержерак» Санкт-Петербургского театра «Мастерская»

Французское Возрождение подарило нам трагедии Корнеля и Расина, комедии Мольера и... Сирано де Бержерака – поэта, писателя и драматурга. Пьеса о нём написана Эдмоном Ростаном в XIX веке, но действие происходит в XVII, в расцвет классицизма. О том, как воссоздавали в одноимённом спектакле «Мастерской» эпоху высоких чувств и галантных жестов, можете посмотреть небольшую лекцию художника по стилю Сергея Данишевского. И обязательно прийти на недавнюю премьеру Александра Баргмана!

Здорово, что сейчас в театре нет непреложных законов и строгих ограничений. Благодаря этому мы можем видеть на сцене всё самое прекрасное, что дали нам предыдущие эпохи, и на основе открытий прошлого создавать что-то новое. Желаем и вам каждый день создавать и созидать, иногда заглядывать в прошлое, но всегда жить настоящим.
Записки Письма