Моноспектакль Алексея Девотченко
Режиссёр – Григорий Козлов
Спектакль идёт без антракта
Продолжительность – 60 минут
Алексей Девотченко – актёр театра и кино. Заслуженный артист России. Дважды лауреат Государственной премии России (2000, 2004), Театральной премии им. К.С.Станиславского (1995), Высшей петербургской театральной премии "Золотой софит" (1995, 1998), лауреат премий международных театральных фестивалей "Балтийский дом" (Санкт-Петербург, 1995), "Театр без границ" (Магнитогорск, 1996), "Монокль" (Санкт-Петербург,1998), ряда других театральных премий.
Получил актёрское образование в ЛГИТМиК им. Н.К.Черкасова в 1983 – 1989 г. (2 года обучался в классе А.И.Кацмана; после службы в армии закончил учебу в классе Л.А.Додина).
«Концерт Саши Чёрного для фортепиано с артистом» – первый совместная работа актера Алексея Девотченко и режиссёра Григория Козлова, положившая начало долгому и плодотворному сотрудничеству двух мастеров петербургской сцены («Преступление и наказание», «Дневник провинциала в Петербурге», «P.S.», «Лес» и др.).
Спектаклю почти двадцать лет, но он по-прежнему остается одним из самых любимых и востребованных в театральной афише Петербурга. Оставаясь неизменным по форме, спектакль меняется содержательно: растёт, углубляется, наполняется новым смыслом. За эти годы у него сформировалась своя аудитория, но и новые поколения зрителей открывают для себя «Концерт Саши Чёрного», находя в нем мотивы, созвучные сегодняшнему дню.
Человек в рушащемся мире – так можно определить главную тему спектакля. Герой Алексея Девотченко – русский интеллигент, живущий в эпоху социальных и политических катаклизмов рубежа веков. Впрочем, слово «герой» в данном случае не вполне уместно. Это, скорее, «маленький человек», обыватель, ищущий спасения от абсурдности жизни в себе самом, в своем маленьком частном мире. Но «само слово ″обыватель″, то и дело выворачиваясь, оборачиваясь, теряет привычный – переносный – смысл, не лишённый нотки презрения, и возвращается-таки к своему «устарелому», однако исконному, коренному значению: «обитатель», «жилец», то есть «житель». Попросту – человек» (М. Корнакова).
Единственным партнёром артиста на протяжении всего спектакля является фортепиано, на котором Алексей Девотченко «играет не как концертмейстер, а как идеальный тапер: возбуждая публику синкопами, лихо врываясь в фортиссимо и, что главное, почти целиком подчиняя ноты звукам речи» (А. Соколянский).
«Концерт Саши Чёрного» – постоянный участник и гость международных театральных фестивалей: «Балтийский дом» (Санкт–Петербург,1995 – приз за лучшую мужскую роль), «В начале было слово…» (Орёл,1995), «Театр без границ» (Магнитогорск, 1996) и др.
В спектакле использована музыка Э. Массне, М. Огинского, Л.-В. Бетховена, С. Рахманинова, И. Штрауса, а также Алексея Девотченко.
«Я совершенно не могу себе представить Алексея Девотченко, отвечающего на какой бы то ни было вопрос индифферентно. Он этого не умеет ни на сцене, ни в жизни. Самые элементарные обороты речи – "без десяти час", "второй поворот налево" и пр. – у этого человека могут звучать как оскорбление, заклинание, сдержанный стон или вызов на дуэль, но в своем естественном значении удержаться никак не способны. Актер Девотченко – раб подтекста, и вряд ли он сам всегда знает, какие смыслы растут у него под и над сказанными словами».
Соколянский А. Филин на обломках//
Время новостей. N 192,17 октября 2002 г.
«Стихи Саши Черного то торжественно плывут, то несутся галопом, то вдруг взбрыкивают в мазурке так, что музыкант, в экстазе сливающийся с инструментом, выпевающий, выкрикивающий, нашептывающий или декламирующий до боли знакомые строки, лихо оттанцовывает ножкой, сверля удивленным глазом почтенную публику… Он то благороден и сдержан, то выглядит немного манерным и томным, то оборачивается спившимся слюнтяем. Он свободно владеет языками мимики, жеста, музыки и слова…»
Заболотняя М. Под сурдинку// Петербургский театральный журнал. № 4
«…Блистательная роль Алексея Девотченко! Уникальная его артистическая природа, совершенный слух музыканта и актёра, человеческий дар миропонимания подарили режиссёру возможность уплотнить, укрупнить концепцию человека…»
Корнакова М. Раба любви// Петербургский театральный журнал. № 6 Алексея Девотченко
«Быстро сменяют друг друга стихотворения, музыкальные темы. Еще быстрее меняется манера исполнения А. Девотченко — от едкой сатиры к буффонаде, от лирики к гротеску. Актер обладает потрясающей способностью к молниеносному внешнему перевоплощению…»
Бржезинская К. Алексей Девотченко// Петербургский театральный журнал. №11