Билеты
© Санкт-Петербургский театр «Мастерская»™ 2010-2024, 14-й сезон. Художественный руководитель театра – лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств России Григорий Козлов. Продажа билетов онлайн на сайте театра осуществляется с помощью программного модуля «Profticket-Widget» уполномоченным агентом ООО «Театрально-концертное агентство «Дилявер» (ИНН 7703701309). Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и обработкой данных в соответствии с политикой в отношении обработки персональных данных
Поддержка по электронным билетам:
Закрыть
EN
RU
Оставляя e-mail, вы соглашаетесь получать интересные письма и на обработку персональных данных
Дневник «Мастерской»

Античный театр

Театр существует уже более 2500 лет и за это время сильно изменился. Например, кто сейчас в театре главный? Режиссёр, худрук… А в античности (сегодня говорим о Древней Греции) режиссёров не было, авторами действа были драматурги, на состязания которых приходили смотреть целыми городами. Длились такие «соревнования» целый день, и все были к этому готовы, а сегодня многим трудно решиться прийти на восьмичасовой «Тихий Дон» (а зря ;)


Гюстав Моро «Эдип и Сфинкс», 1888

Наверняка вам знакомы имена Эсхила, Еврипида, Софокла, Аристофана – с них начались трагедия и комедия как театральные жанры. И наверняка вы слышали про Эдипа – царя, убившего отца и женившегося на собственной матери (по незнанию, но всё же). Спустя тысячи лет именем этого многострадального героя греческого мифа (а позже – знаменитых трагедий Эсхила и Софокла) назовут соответствующее психическое отклонение. Трагедия Эсхила до нас не дошла, а вот пьесу Софокла «Эдип-царь» сегодня можно не только прочитать, но и увидеть на сценах театров.


В театр греки приходили за сильным потрясением – катарсисом (и без него не уходили). Катарсис, по Аристотелю, это очищение через сострадание и ужас, то есть максимально сильное сопереживание герою, через которое перерождается (или «очищается») душа зрителей.


Deus ex machinа – «Бог из машины»

А сопереживать было чему. Поступки героев античной драмы были продиктованы, в основном, волей богов и Роком, судьбой, а не тонкими внутренними мотивами. Глас судьбы и волю богов выражал Хор – обобщённый коллективный персонаж. Спровоцированный непреодолимыми силами судьбы, конфликт античных трагедий, как правило, был настолько острым и неразрешимым, что человек самостоятельно справиться с ним не мог. Тогда вмешивался Deus ex machinа – «Бог из машины» и распутывал узел всех проблем (не всегда в пользу героев, хэппи-энд был возможен только в комедиях). На автомобиле, конечно, на сцену никто не выезжал, машиной называли особый сценический механизм, на котором актёр «спускался с небес» на сцену. С тех пор понятие «Бог из машины» означает некую неподвластную человеку и неожиданно возникающую силу, которая кардинально меняет ситуацию (бывало с вами такое?).


Словом, театр был совсем другим, но и мир был другим, и люди. А театр всё же не только «увеличительное стекло» (как говорил Маяковский), но и «отображающее зеркало» тоже (так говорил Шекспир, а Маяковский с ним не соглашался).


image

Интересный, но непроверенный факт – вместо P.S.:

Первые ряды античных амфитеатров занимали самые богатые и влиятельные граждане греческого полиса. Представление им, обычно, нравилось, но аплодировать им было… то ли лень, то ли не по статусу. Поэтому перед собой они сажали лысых рабов и хлопали не в свои ладоши, а в их макушки. Идея впечатляющая (и звук, наверное, отличный получался), но осуществлять её вы, надеемся, не станете ;)
Письма Записки