Спектакль Норильского Заполярного театра драмы в рамках фестиваля «Школа. Студия. Мастерская»
По мотивам комедии Мольера (Перевод А.В. Фёдорова)
Все билеты проданы
✏︎ 28 ноября 2023 (вт) 19:00
➤ Каменноостровский театр (Вторая сцена БДТ им. Г.А. Товстоногова)
Дон Жуан Тенорио, сын дона Луиса… Старая как мир история о развратнике и сердцееде, погубителе женских душ и ловком дуэлянте, который убил однажды некоего Командора, вступившегося то ли за дочь, то ли за жену, а затем пригласил его могильный истукан… на ужин. Мертвая материя в гневе ожила… и от пожатия «каменной десницы» грешник погиб в страшных мучениях.
Сколько уж ей не то что лет – веков! Говорят, в Севилье есть некая небольшая скульптура, которую местные и по сей день называют Каменным гостем… та самая… из склепа… Говорят и вправду, был такой Севильский озорник, сын прославленного в сражениях с маврами адмирала, погибшего под Трафальгаром, похождения которого разделял и покрывал сам король Педро Первый Жестокий… Шепчутся, что убили нечестивца монахи-францисканцы, заманив на могилу командора дона Гонзаго де Ульоа поддельным любовным письмом, а затем состряпали туманную, страшную историю о мести оскорбленного Провидения…
Впрочем, что нам с того, мало ли таких озорников и до сих пор «бросают вызов небесам, исследуя пределы допустимого»… Дело молодое…
Этот сюжет, отмечено, единственный во всей истории мировой культуры, мифический герой которого не заимствован театром, а театром порожден. Дон Жуан – дитя сцены, Человек играющий. И в высокой комедии Мольера он как раз такой: обаятельный, безрассудно смелый, насмешливый, порой даже циничный, ярко, афористически точно говорящий, стремящийся вовлечь в свою игру живое и мертвое, пересоздать созданное. Все окружающие пытаются научить его уму-разуму, втолковать вечные постулаты, внушить страх перед карами то ли небесными, то ли инфернальными… Но у Дон Жуана свой символ веры: он – дитя стихии, страсти, и в любви ценит прежде всего свободу («постоянство – для чудаков», «меня красота восхищает всюду, где бы я ее ни встретил», «вся прелесть любви — в переменах»), не верит «ни в святых, ни в Бога, ни в черта», а лишь в то, что… «дважды два четыре, а дважды четыре восемь». Умелый покоритель сердец, он чувствует, что «способен любить всю землю» и сопоставляет себя ни много – ни мало с Александром Македонским, подобно ему «желал бы, чтобы существовали еще и другие миры, где можно было бы продолжить любовные победы». А в ответ на упрек слуги Сганареля за насмешки над святым таинством венчания, произносит резко: «это дело неба и моё, мы уж в нем как-нибудь разберемся и без твоей помощи». Это многозначительное «мы» («Я… и небо») выдает с лихвой уровень притязаний любвеобильного Дона… и высоту его падения. Все-таки есть на свете нечто «непостижимое», чему герой не волен противостоять, и частью чего является любовь. Опьянение жизнью во всем многообразии ее возможностей в конце концов губит …Жуана, и снедаемый «незримым огнем» он как раз таки удостоверяется в присутствии тех таинственных мировых сил и законов, существование которых так яростно отрицал, но в напряженном ощущении которых прожил весь отведенный ему срок.
Не избежать Дон Жуану пожатия «каменной десницы» даже в спектакле, где Командора не будет…
В режиссерской версии Романа Габриа по мотивам комедии Ж.-Б. Мольера действие перенесено в Сицилию второй половины прошлого века и уж точно лишено мистической напряженности старого барочного сюжета (впрочем, может быть, это только на первый взгляд!?))). Ассоциативный ряд у постановщиков будет связан не столько с театром, сколько с итальянским кинематографом тех лет, с неореализмом: Роберто Росселини – Лукино Висконти – Витторио де Сика – Микеланджело Антониони…
Но по-прежнему: «высокая комедия» Жана-Батиста Мольера — это не о быте, а об основах бытия. И вечный спор Дон Жуана с Небом только продолжается…
Над постановкой работала группа из петербургского театра «Мастерская» (под руководством Григория Козлова).
Впрочем, что нам с того, мало ли таких озорников и до сих пор «бросают вызов небесам, исследуя пределы допустимого»… Дело молодое…
Этот сюжет, отмечено, единственный во всей истории мировой культуры, мифический герой которого не заимствован театром, а театром порожден. Дон Жуан – дитя сцены, Человек играющий. И в высокой комедии Мольера он как раз такой: обаятельный, безрассудно смелый, насмешливый, порой даже циничный, ярко, афористически точно говорящий, стремящийся вовлечь в свою игру живое и мертвое, пересоздать созданное. Все окружающие пытаются научить его уму-разуму, втолковать вечные постулаты, внушить страх перед карами то ли небесными, то ли инфернальными… Но у Дон Жуана свой символ веры: он – дитя стихии, страсти, и в любви ценит прежде всего свободу («постоянство – для чудаков», «меня красота восхищает всюду, где бы я ее ни встретил», «вся прелесть любви — в переменах»), не верит «ни в святых, ни в Бога, ни в черта», а лишь в то, что… «дважды два четыре, а дважды четыре восемь». Умелый покоритель сердец, он чувствует, что «способен любить всю землю» и сопоставляет себя ни много – ни мало с Александром Македонским, подобно ему «желал бы, чтобы существовали еще и другие миры, где можно было бы продолжить любовные победы». А в ответ на упрек слуги Сганареля за насмешки над святым таинством венчания, произносит резко: «это дело неба и моё, мы уж в нем как-нибудь разберемся и без твоей помощи». Это многозначительное «мы» («Я… и небо») выдает с лихвой уровень притязаний любвеобильного Дона… и высоту его падения. Все-таки есть на свете нечто «непостижимое», чему герой не волен противостоять, и частью чего является любовь. Опьянение жизнью во всем многообразии ее возможностей в конце концов губит …Жуана, и снедаемый «незримым огнем» он как раз таки удостоверяется в присутствии тех таинственных мировых сил и законов, существование которых так яростно отрицал, но в напряженном ощущении которых прожил весь отведенный ему срок.
Не избежать Дон Жуану пожатия «каменной десницы» даже в спектакле, где Командора не будет…
В режиссерской версии Романа Габриа по мотивам комедии Ж.-Б. Мольера действие перенесено в Сицилию второй половины прошлого века и уж точно лишено мистической напряженности старого барочного сюжета (впрочем, может быть, это только на первый взгляд!?))). Ассоциативный ряд у постановщиков будет связан не столько с театром, сколько с итальянским кинематографом тех лет, с неореализмом: Роберто Росселини – Лукино Висконти – Витторио де Сика – Микеланджело Антониони…
Но по-прежнему: «высокая комедия» Жана-Батиста Мольера — это не о быте, а об основах бытия. И вечный спор Дон Жуана с Небом только продолжается…
Над постановкой работала группа из петербургского театра «Мастерская» (под руководством Григория Козлова).
Роман Габриа
Режиссёр драмы, г. Санкт-Петербург, РГИСИ, окончил актерско-режиссерский курс профессора, лауреата Гос. премии Г.М.Козлова, выпуск 2000-2005 года. 2004-2008 г. – работал в Европе (Дрезден) в составе группы «Дерево». Сотрудничал с театром художников – перформеров АХЕ. 2008-2010 г. – худ.руководитель и режиссёр «Визуального театра», объектом исследования которого являлась современная жизнь. Засл. деятель искусств республики Южная Осетия. С 2014 года режиссёр, с 2019 года – главный режиссёр Санкт-Петербургского театра «Мастерская».
Постановки Романа Габриа идут во многих театрах Санкт-Петербурга, также в Тюмени, Самаре, Владикавказе, Уссурийске, Цхинвале, Гомеле, Омске, Норильске, Новосибирске и других городах. Спектакли режиссёра участники российских театральных фестивалей, имеют множество наград российских фестивалей, из которых «Мейерхольд», «Каренин» и «Бесы» – в разные годы вошли в лонг-лист «Золотой маски» как лучшие спектакли сезона. Спектакль «Каренин» Уссурийского театра драмы – участник фестиваля «Маска плюс» сезона 2020-2021. «Андрей Иванович возвращается домой» – лауреат «Золотого Софита» 2014 года за лучшую работу артиста и сценографию. Номинация «Золотого софита» 2015 года за мужскую роль второго плана, премия «Прорыв» за уникальную актерскую работу Ксении Морозовой в спектакле «Любовь и Ленин». Режиссёр номинант Петербургской премии «Золотой Софит» за лучшую режиссуру и лучший спектакль большой формы за сезон 2021-22 года, а так же за режиссуру малой формы – «Холден» театра «Суббота». В 2023 спектакль «Каренин А» – номинант на премию «Золотая маска» за лучший спектакль большой формы, лучшую женскую и мужскую роли. Спектакль «Хоттабыч» 2023 года вошёл в лонг-лист российской премии «Золотая маска» за сезон 2022-23 года.
Автор пьес: Любовь и Ленин, Мейерхольд, Космическая одиссея майора Пронина, Коста, Дягилев, Последние дни, поэмы «В рыбачьей лодке, повести «Сказ о Лидке Разуваевой», поэмы «Жанна».
Инсценировки: Господа Головлёвы, Бесы, Каренин, Борис Рыжий. Lego. Стихи, Холден, Онегин, Сны Татьяны, Ухо ван Гога, Демон, Мюнхгаузен, Дон Жуан, Нос Майора Ковалёва, Ч-Чайка и др.
Создатели спектакля:
- Режиссёр – Роман Габриа
- Художник-постановщик – Николай Слободяник
- Художник по костюмам – Елена Жукова
- Хореограф, автор музыкального оформления – Илья Колецкий
- Художник по свету – Максим Ахрамеев
В спектакле заняты:
- Дон Жуан Роман Лесик
- Сганарель, слуга Александр Петряев
- Эльвира Евгения Камбалина
- Дон Карлос Александр Носырев
- Дон Алонсо Павел Авдеев
- Дон Луис Николай Качура
- Пьеро, крестьянин Евгений Нестеров
- Шарлотта, крестьянка Марина Журило, Заслуженная артистка России
- Матюрина, крестьянка Елена Донова
- Мечта Дон Жуана Анастасия Черкасова
- Свита Юлия Минкина, Евгения Хитрина, Инесса Талашкевич, Дарья Дороготовцева, Евгения Воронова
Премьера состоялась 28 января 2023
Продолжительность – 2 часа без антракта
16+
Норильский Заполярный театр драмы
Отличительная черта Норильска – его географическое положение, поэтому театр всегда стремился к тому, чтобы северяне не ощущали оторванности от больших городов, интересных творческих событий. Считаясь по праву центром культурной жизни заполярного города, «Маяковка» неизменно сочетала возможности разных театральных направлений, жанров, стилей с тем, чтобы максимально удовлетворить потребности зрительской аудитории. Переживая каждый календарный год вместе с норильчанами Полярную Ночь, деятели искусства этого театра особенно хорошо понимают, как важно дарить людям надежду, желание радоваться, любить жизнь, верить в лучшее… «Самый северный театр в мире» старше города более чем на десяток лет, исчисляет свою историю с ноября 1941 года. Когда заполярный Норильск был ещё посёлком, складывались основы творческого коллектива, который со временем стал одним из центров культурной жизни на Таймыре.