Билеты
© Санкт-Петербургский театр «Мастерская»™ 2010-2024, 14-й сезон. Художественный руководитель театра – лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств России Григорий Козлов. Продажа билетов онлайн на сайте театра осуществляется с помощью программного модуля «Profticket-Widget» уполномоченным агентом ООО «Театрально-концертное агентство «Дилявер» (ИНН 7703701309). Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением и обработкой данных в соответствии с политикой в отношении обработки персональных данных
Поддержка по электронным билетам:
Закрыть
EN
RU
Оставляя e-mail, вы соглашаетесь
на обработку персональных данных
Дневник «Мастерской»

Что такое «предлагаемые обстоятельства»?

На примере «Дома окнами...» хотела продолжить тему пополнения театрального словаря и поговорить с вами про то, что такое «предлагаемые обстоятельства».
Сначала немного теории. Вообще, сам термин относится к чему, как вы думаете? Конечно, к системе Станиславского. Но если зрить в корень, то он восходит к формуле А. С. Пушкина из неоконченной статьи «О народной драме и драме “Марфа Посадница”» («Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах»). Если у Пушкина обстоятельства «предполагаются» (они – не данность, а скорее плод воображения), то у Станиславского они «предлагаются», то есть даются.
В предлагаемые обстоятельства входят как данные автором «базовые характеристики» пьесы и роли (фабула, время и место действия, его фактура), так и всё предложенное театром, от режиссёрской трактовки до постановочного воплощения (мизансцены, сценография, свет, звук, костюмы). Существует три круга таких обстоятельств – малый, средний и общий. В малый входит всё, что касается ситуации, происходящей с персонажем в текущий момент (где он находится, с кем разговаривает, что ему нужно от собеседника и т. д.). Обстоятельства среднего круга включают сведения него самого (его пол, возраст, семейная ситуация, социальный статус, окружение и т. д.). Обстоятельства большого круга касаются общей ситуации окружения персонажа (город, страна, исторический период, политическая ситуация в стране и мире и т. д.). Предлагаемые обстоятельства – побудители действий персонажа, а анализ этих обстоятельств – важная задача актёра и режиссёра при работе над ролью.
Ирина Михайленко

Как можно проиллюстрировать всю эту теорию конкретным примером, премьерным спектаклем «Дом окнами...», рассказала режиссёр Ирина Михайленко:

«Спектакль как бы переносит зрителя в сознание главного героя-писателя, мы видим, как автор ищет своего героя, основываясь на событиях собственной жизни, переживаниях, воспоминаниях и опыте.
В основе спектакля взаимоотношения писателя с его женщиной-музой. Как складывается их совместная жизнь, как все это в дальнейшем перерастает в тексты, которые потом читатели будут любить и ценить. Как дается автору материал: один пишется легко, другой даётся сложнее, третий пишется собственными слезами и кровью. Как сложно писать о том, о чём чувствуешь необходимость писать, как тяжело даётся такой текст, и что именно такие произведения пишутся в самые тяжёлые моменты жизни».
Дом окнами...
Впереди у нас ещё несколько премьер, о которых мне только предстоит вам рассказать. По секрету скажу, что один из готовящихся спектаклей ставит главный режиссёр Роман Габриа. Но не буду пока забегать вперед. Скажу только, что начинать смотреть новые спектакли стоит уже сейчас, чтобы всё успеть до конца сезона.
Письма А. Вампилов Режиссёры Записки